На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Телеканал Бобер

1 086 подписчиков

Свежие комментарии

Пасхальная неделя

На этой неделе заканчивается многодневный Великий пост, который завершает Пасха. Отмечается этот православный праздник широко и весело, а его яркие краски символизируют приход настоящей весны. Итак, яйца покрашены, куличи испечены, творог для пасхи поставлен под гнёт...

Пасха — один из самых значимых православных церковных праздников.

Его история уходит глубоко в века и отправляет нас в древний Иерусалим, где Пасху связывали с исходом евреев из египетского плена.

Само слово Пасха (Песах) дословно переводится с иврита как «проходить мимо» и имеет значение «освобождать».

Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа. Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуалы празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Страстной, когда пост наиболее строг, но ближе к празднику начинались хозяйственные хлопоты.

У православных славян существовало множество обычаев и ритуалов, приуроченных ко дням последней недели Великого поста, но в связи с Пасхой следует особо выделить Чистый четверг, когда и начинались приготовления к празднованию.

В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал от нечисти и болезней.

Бытовало поверье, что снесённые в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надёжно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти.

В лавки свозились мясные продукты — свиные окорока, баранина, телятина, индейки, гуси, а также привозили винные бочки. В витринах булочных и пекарен появлялись таблички: «Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы», но в церковь несли освящать только блюда собственного приготовления.

Для хозяек наступала настоящая страда: надо было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек. А ещё были особые пасхи — для гостей, слуг и бедных родственников.

«Священные» пасху и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку на каждый день в течение всей пасхальной недели.

Пасхи готовились по разным рецептам: варёные и невареные, сметанные и творожные, шоколадные и фисташковые.

В Чистый четверг начиналось и самое главное, с чем всегда ассоциируется Пасха даже у нерелигиозных людей — начинали красить яйца и печь куличи. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху и яркие обрезки шёлка. При этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. По древней традиции, крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса и пшеницы, а из муки пекли не только куличи, но и пасхальные медовые пряники в виде барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца. Тогда же варили овсяный кисель для «ублажения мороза» в надежде, что он окончательно уступит место теплу.

К праздничному столу готовили много и мясной снеди — баранину, свиные окорока, телятину. Пасхальный стол вообще отличался обилием, в богатых домах готовили около 50 различных блюд. Дом украшался цветами, сделанными из бумаги, и зажигались все свечи, лампады и прочие светильники. Остатки освящённых в церкви яиц, пирогов и мясных блюд закапывали в поле.

Столы всегда были накрыты всю неделю и в дом приглашали не только родных и друзей, но и просто прохожих и нищих, которых особенно привечали. В деревнях был обычай вечером с наступлением сумерек играть на скрипке. Скрипачи ходили под окнами каждого дома и играли в честь Воскресения Христова, а в ответ хозяин угощал чаркой и одаривал пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

Празднование Пасхи начиналось в воскресенье и длилось всю неделю, которая называется Светлой. В первый день празднования жёны оставались дома, а мужчины ходили по домам и поздравляли своих близких и знакомых.

На столы выставлялось уже всё скоромное: мясные закуски, суп, курица, жаркое, ветчина, салаты, вино. На сладкое — сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Гости за столами не засиживались, так как нужно было посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых.

На второй день Пасхи по домам ходили женщины, а мужья сидели дома. Интересно, что традиция делить дни на «мужские» и «женские» встречается во многих странах. Например, во Франции в понедельник жёны могут слегка побить мужей, а те могут им ответить во вторник.

Каждый город или село оглашалось колокольным звоном до вечерен, причём упражняться в мастерстве колокольного звона было позволено всем желающим. И в каждом населённом пункте проходили пасхальные забавы и игры. Народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка.

Знаете ли вы, откуда пошла традиция крашеных яиц да и других пасхальных блюд? Древние люди верили, что мир зародился в огромном яйце.

Крашеные яйца в древних римских, греческих, персидских, китайских, галльских, германских и славянских праздниках встречи весны символизировали воскрешение и начало жизни.

Древние славяне красили яйца буквально для всех весенних праздников и называли их «крашенками» или «писанками».

Часто на яйца наносились слова или символы молитвы: таким образом просили у всемогущих богов ниспослать плодородие и благополучие. Именно из этих старинных поверий и мистических обрядов возникли современные пасхальные ритуалы. Кроме того, по преданию Мария Магдалина, чтобы пробудить у властных особ интерес к христианству, поднесла императору Тиберию яйцо со словами: «Христос воскрес!» и когда Тиберий усомнился, яйцо тут же окрасилось в красный цвет. Но красят яйца не только в красный цвет, а во все цвета радуги, символизируя краски весны.

В России существовала художественная традиция изготовления сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных яиц, и даже золотых и серебряных яиц, украшенных драгоценным камнями. Русские «писанки» покрывались затейливыми узорами, а также на них рисовали виды природы, жанровые сценки, храмы и иконки. Яйца первым делом освящают в церквях и за пасхальным столом: придя с заутрени, его едят первым. Их дарят родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви. Ими «христосовались» со всеми домочадцами и гостями, приговаривая: «Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко».

Освящённому яйцу приписывались магические свойства:

  1. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара.
  2. С пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец.
  3. Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у неё была гладкая.
  4. Утром яйцо опускали в воду, а потом этой водой умывались: считалось, что это сохраняет молодость и красоту.

С яйцом связаны и пасхальные забавы, самой любимой из которых на Руси было катание яиц. Оно начинается в первый день Пасхи после обеда и продолжается часто всю пасхальную неделю. Правила этой игры крайне немудрены. У подножья бугорка или специального лоточка клали яйцо, а сверху играющие запускали свои «крашенки». Если катящееся яйцо ударяется о лежащее на земле, то играющий забирает это яйцо себе.

Так же «христосовались», стукая яйца концами, и у кого яйцо не треснуло, считался более удачливым.

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. В итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика со множеством разноцветных яиц. Пасхальный кролик как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру, правда, до России не дошёл.

Проще всего красить яйца луковой шелухой или специальными красителями, а для тех, кому некогда, продаются специальные наклейки. Но если есть время, то можно поэкспериментировать: жёлтые яйца получаются в отваре из березовых листьев, зелёные — в отваре крапивы или шпината. Красить можно морковным и свекольным соком, кофе, отваром из листьев красной капусты. Можно сварить яйцо в «крапинку» — для этого надо обвалять мокрое яйцо в рисе и туго завязать его в марлю. Можно приложить к яйцу веточку укропа или петрушки, завязать в марлю и опустить в красящий отвар.

Кулич тоже имеет свою историю. Он символизирует артос — дрожжевой хлеб, который Иисус вкушал вместе с апостолами. Впоследствии сложился обычай оставлять в храме хлеб с изображением креста, на котором виден только терновый венец.

Кулич — это, скажем так, домашний артос. На Руси для куличей обычно готовили много теста, так как в большом объёме оно лучше бродит. В отличие от теста для пирогов, куда не полагается класть яйца, в куличное тесто кладут много яиц, сливочного масла и сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые куличи долго сохраняются не черствея. Украинцы и белорусы тоже пекли высокий круглый хлеб, на верху которого часто выкладывают из теста крест, а иногда ещё какое-нибудь украшение, но называли хлеб не куличом, а пасхой.

Считалось, если пасхальный хлеб удался, то в семье всё будет хорошо. Главные ингредиенты — это пшеничная мука высшего сорта, сливочное масло, молоко, яйца, сахар, дрожжи и соль. Обязательно в куличе должны быть пряности — кардамон, гвоздика, корица, мускатный орех, ваниль, лимонная цедра, шафран, который служит и специей, и жёлтым красителем. Правда, в куличах должен преобладать аромат одной пряности, чтобы ничто не заглушало особый вкус самого куличного теста.

Опарное тесто для куличей должно подходить не менее трёх раз: когда будет растворено, замешано и ещё раз уже на противне. На каждой стадии вносится какой-нибудь новый компонент.

Тесто для куличей буквально лелеют, оберегают от сквозняков, укутывают и охраняют. Как правило, тесто готовят в ночь с четверга на пятницу, весь день в пятницу пекут, а в ночь с субботы на воскресенье освящают.

Ещё одна пасхальная выпечка — близкая родственница кулича — пасхальная бабка из сдобного теста. Из-за своей нежной консистенции она получила названия «тюлевая», «кружевная» или «пуховая». Приготовление было не менее трудоёмким, чем приготовление кулича. Тесто готовили по специальной технологии, секрет которой состоял в чрезвычайно интенсивном сбивании яиц (белков и желтков порознь) и использовании дрожжей.

Чтобы сохранить пористость теста, его ставили в тёплое место и оберегали от сквозняков, чтобы баба не «простудилась». Далее тесто помещали в форму, которую нельзя было передвигать, чтобы тесто не осело. Для придания ещё большего вкуса, бабу часто пропитывали тёплым сахарным сиропом, ароматизированным ромом, коньяком и вином, а верх украшали глазурью и посыпали орехами и сухофруктами.

Пасхальная выпечка в каждой стране, где отмечается этот праздник, имеет свои особенности.

  1. На Сицилии на столах появляется кассата — пасхальное угощение, создавшее сладкую славу острову. Кассату готовят из рикотты, цукатов, фисташек, горького шоколада, обкладывают тонкими ломтиками пропитанного ликёром бисквита (бисквит и сыр могут укладывать слоями), охлаждают и украшают взбитыми сливками или шоколадной глазурью.
  2. В Неаполе пекут пастьеру — традиционный пирог с зёрнами пшеницы.
  3. В Апулии и Базиликате предпочитают пасхальную плетёнку скарчедду с подслащенной рикоттой и спрятанным внутри варёным яйцом.
  4. В Греции пекут «цуреки» — булки из сдобного теста в форме косы, в которую перед выпечкой вставляют крашеное (обычно красное) яйцо. Кроме того, в тесто непременно добавляют настой из толчёных ядрышек магалебской вишни, мастику и морскую соль.
  5. В Великобритании и Ирландии готовят «симнелы» — кексы с изюмом и цукатами, покрытые марципаном или глазурью и украшенные 11 шариками из марципана — по числу истинных апостолов Христа. В роли пасхальной выпечки англичан выступают и «крестовые булочки» с изюмом и корицей: перед выпечкой на них делают прорези в виде креста, куда затем засыпают сахарную пудру или заливают глазурь.

Ещё одно пасхальное блюдо, собственно, пасха — творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усечённой пирамидки на боковых сторонах которой изображается крест и буквы «ХВ». Пасха является символом Гроба Господня.

В прошлом веке иногда пасхальный стол украшался ягнёнком, приготовленным из сахара или масла (впрочем, в некоторых местностях было принято подавать на стол и настоящего жареного ягнёнка), символизируя агнца.

В некоторых странах, например, в Польше такого барашка ставят на стол до сих пор, но в большинстве государств его место заняла пасха, напоминающая, что время ветхозаветных жертв прошло. Пасха готовилась всего один раз в год.

Читайте по теме:

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх